ОБ IPO В РОССИЙСКИХ РЕАЛИЯХ: ИНТЕРВЬЮ С ЕГОРОМ КЛОПЕНКО.

Представляем Вашему вниманию интервью с Егором Клопенко, венчурным инвестором, попечителем проекта ITLEADERS, председателем совета директоров ряда крупных российских компаний, в прошлом вице-президентом ассоциации частных и приватизированных предприятий имени Егора Гайдара с таким участниками, как Борис Минц, Григорий Томчин, Дмитрий Васильев и сотней других  общеизвестных и выдающихся деятелей сферы экономики и финансов из новой Российской истории. На этот раз мы решили поговорить о таком притягательном и пугающем слове для каждого стартапера, как IPO, так как Егор Клопенко имел прямое отношение как минимум к 4 IPO в нашей стране.

— Насколько IPO нужно компаниям?

— При любом нормальном развитии бизнеса – IPO это обязательная и естественная цель. Точнее – один из этапов. Нормальное венчурное инвестирование тоже предполагает обязательное IPO – именно этот механизм оптимален для выхода долгосрочного стратегического инвестора и во всем мире это работает так.

— А в России это работает?

— Работает, но, конечно, со своей спецификой. Но самое главное – российские компании очень редко реально рассматривают возможность выхода на фондовый рынок. Здесь почти все боятся этого и считают, что это невозможно. Я прошел 4 IPO и не вижу ничего невозможного в этом, хотя, конечно, вижу многие сложности. Но вот вокруг столько компаний, которые действительно уже доросли до биржи, по крайней мере до Российской, но они лучше прокредитуются на все имеющееся у них имущество 5 раз, чем пойдут на биржу.

— Вы собираетесь иди на биржу с кем-то в 5ый раз?

— И в пятый, и в шестой, и в седьмой раз – каждый раз, когда наш проект, или проект с которым мы работаем, будет соответствовать по своим критериям фондовым рынкам – мы будем туда идти. Еще раз повторюсь, что это обязательный этап в развитии любого проекта. Это как в школе 11ый класс – можно ли в него не ходить? Ну конечно можно, но что дальше?

— Насколько хорошо себя чувствуют технологические компании на российской бирже?

— Примерно также, как и все остальные. У нас раньше активно работала площадка московской биржи РИИ (рынок инвестиций и инноваций), она была создана именно для технологических компаний, среднего бизнеса и была очень хорошим и открытым инструментом. Там было много преференций для IT-компаний и им даже компенсировали затраты на IPO в сумме до 5.000.000 Рублей – и это работало. Сейчас сектор перерегулировали и айти-компаниям проще выходить на общий сектор, чем на РИИ. Так сказать, в общем потоке. Но в целом все равно технологичных компаний очень мало на Московской бирже – практически нет и это конечно большой минус для российской экономики в целом.

— Через сколько лет после открытия стартап может рассчитывать на биржу?

— Рассчитывать на биржу нужно с самого начала. Мы смотрим только такие проекты для инвестиций, которые имеют перспективы IPO – то есть их можно масштабировать до такого размера, когда IPO станет реальным. Без этого мы не беремся за проекты – так как считаем, что проекты без таких перспектив — это частное дело их создателей, это не дело венчурных фондов. Если же говорить о длине пути от стартапа до IPO – то реальный срок при совпадении всех факторов, от инвестиций, до успеха на рынке – это 3 года.  Но может быть и 5, а может и 1.5 – особенно если начинать не с нуля, а уже с какой-то имеющейся платформы.

— Какие минусы у российского фондового рынка?

— Низкая ликвидность, малое количество живых и интересных эмитентов, слабый пиар коммерческих возможностей – словно биржу сделали только для своих, а не для предоставления российским компаниям новых возможностей. Причем это все взаимосвязанные вещи – нужно повышать информационную привлекательность Московской биржи, это привлечет новых эмитентов, а это, в свою очередь, привлечет новых инвесторов. Но я уверен, что это все со временем будет развиваться. Да сейчас похоже на то, что в плане ликвидности и интереса эмитентов биржа несколько лет топчется на месте или даже сделала шаг назад, но дальше надо просто сделать два шага вперед. В любом случае биржа даже сейчас – это очень интересное место для любого бизнеса, в том числе и высокотехнологичного.

Дмитрий Лебедев.

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *