Рынок стартапов и инвестиций в Китае

Китай является самым крупнейшим и стремительно развивающимся рынком в мире. КНР представляет собой мощный промышленный ресурс, на котором выпускается все: от продукции ширпотреба до ядерного оружия. Это  уникальная площадка для создания технологичных инноваций, которая не имеет аналогов в мире.

Для сравнения российский рынок сбыта в 10 раз меньше Китайского. Китай открывает дорогу технологическим решениям, которые в нашей стране могли быть не востребованы. Рассмотрим детальней и под разными ракурсами, как устроена инвестиционная экосистема в Китае.

Китайские инвестиции в стартапы

Венчурные фонды Китая, работающие на рынке стартапов в США, достигли невероятных размахов в 3 млрд. долларов. Получилось, что многие инновационные американские проекты полностью контролируют китайские инвесторы.

КНР является единственным государством способным  конкурировать с Кремниевой  долиной в ближайшие 10 лет. Для американцев развитие стартапа занимает около 8 лет, а в Китае это цифра составляет до 5 лет. Время от идеи до создания продукта и вовсе занимает до 6 месяцев.

Основной упор правительство делает на науку и ИТ-технологии. На эти два направления было выделено более 1,5 трлн. долларов до 2021 года. Уже скоро прогнозируется серьезная волна инноваций в Китае. Мнение о том, что Китай может только копировать товар уже давно ошибочно. По проведенному опросу среди молодых студентов более 89% китайской молодежи хотят стать предпринимателями и создать собственный стартап.

Китайский рынок насчитывает около 1,3 млрд. потребителей, а добавив сюда почти 1 млрд. интернет пользователей – можно сделать вывод, что КНР идеально подходит для локализации своего продукта. Еще одним сигналом для создания стартапа в Китае является быстрая адаптация потребителей к инновационным продуктам. Поэтому рассматривать Китайский рынок как конкурента либо бизнес партнера дело каждого.

Стратегия китайских инвестиций

Для выхода продукта на китайский рынок обязательно стоит учитывать государственную стратегию данной страны. От нее зависит, в каком направлении будут двигаться большинство инвестиций. Незнание стратегии может создать большие проблемы особенно для технологичных проектов.

Правительство выбрало пять основных направлений, в которых будут двигаться инвестиции в ближайшие пять лет. Главная особенность касается технологичных стартапов. Венчурные фонды Китая в ближайшее время будут вкладывать в проекты физически расположенные внутри страны. Нельзя надеется на получение инвестиций, если ваш проект зарегистрирован не на территории КНР.

Они хотят сделать свое государство наиболее технологически развитым, поэтому кроме наращивания собственного потенциала примут к себе перспективные инновационные проекты из других стран. Китай занят поиском российских стартапов и высокотехнологичных компаний для последующего привлечения на свой рынок. Азиатских партнеров больше всего интересуют ИТ-технологии, робототехника, экологически чистая энергетика, биомедицина, облачные технологии и Big Data.

Интересует Китай и освоение космоса, военная промышленность, ядерный сектор – но все эти направления скорее не для стартаперов.

Почему россияне боятся китайского рынка

По недавней статистике большинство российских компаний, решивших работать на китайском рынке, опасаются за потерю интеллектуальной собственности. За последнее время инструменты для защиты ИС в Поднебесной находятся на высоком уровне и даже лучше, чем в России.

В любом случае ваша инновационная идея имеет преимущество перед конкурентами только определенное время. Для получения высоких результатов  продукт обязан регулярно развиваться, чтобы конкуренты выступали в роли догоняющих.

Для российских стартапов существует еще ряд проблем в виде незнания языка, недостаточной финансовой поддержки, юридического сопровождения и просто отсутствия знания рынка. Тем не менее, правительство всячески упрощает регистрацию для компаний с иностранным капиталом, а решить вышеперечисленные проблемы сможет выбор правильного партнера. Незнание языка уже сегодня решают инновационные лингвистические сервисы.

Как выйти на китайский рынок?

Если ваш стартап удовлетворяет стратегии китайского рынка, то вполне реально занять в нем определенную нишу. Один из эффективных способов попасть  на рынок Китая является использование зон инновационного развития. Они предлагают большое количество льгот для своих резидентов, финансовую помощь и уже готовую инфраструктуру. Это ускоряет процесс и увеличивает возможность попадания продукта на рынок.

На территории Китая действуют 2500 инкубаторов, которые в основном рассчитаны на внутренние стартапы. Но здесь находится огромное количество китайских компаний, способных стать вашими партнерами.

Существует 4 основные способа сотрудничества с китайскими партнерами:

  • Самостоятельный вход без китайских вливаний.
  • Полная продажа идеи вместе с интеллектуальной собственностью.
  • Продажа лицензии.
  • Открытие совместного предприятия (ваша идея и состав инженеров; от Китая финансы и компетенция рынка).

Если у вас существует хорошая технологичная идея для китайского рынка, то можно открыть совместное предприятие. В этом случая доля  вашей компании составит не более 30%. Такой маленький процент Китайцы обуславливают своими инвестициями, менеджментом и другими аспектами знания рынка. Многим покажется это маленьким процентом или грабительством со стороны партнера, но на  большие уступки Китай пока идти не готов.

Сегодня Китай является вторым центром в мире по развитию стартапов и по развитию экосистемы для их создания после Кремниевой Долины. С другой стороны Россия вторая по количеству талантов в технологичных направлениях. Это дает отличные перспективы для возможного сотрудничества Китая и России в сфере высокотехнологичных продуктов.

Алексей Левада.

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *