О несбыточных идеях, или почему многие крупные стартапы с мировым именем потерпели неудачи в 2019 году и как венчурным инвесторам избежать этого в 2020 году.

Финансовый крах крупных стартап-проектов: как и почему это бывает!

Для многих стартап проектов 2019 год оказался крайне удачным и прибыльным. Но вместе с тем многие крупные стартапы за этот год потеряли огромные денежные суммы. По подсчетам аналитиков, за 2019 год крупнейшие стартапы потеряли около 100 миллиардов долларов. Ниже мы разберем с чем именно связана данная проблематика.

Причины неудач

Пожалуй, стоит начать со всем известного сервиса Uber, рыночная стоимость которого упала на 30 миллиардов долларов. Компания запустила в производство множество интересных решений для своего сервиса, а так же представила план развития технологий на будущее. Именно после презентации потенциально прорывных технологий, акции стартапа резко обрушились. Причиной тому служит тенденция «здесь и сейчас». На сегодняшний день, многие инвесторы не готовы рисковать и вкладывать свои денежные средства в перспективные, но довольно сложно реализуемые технологии.

Похожая участь так же настигла и другие крупнейшие бренды. Так, например, известная компания Lyft потеряла свыше 10 миллиардов долларов на облачной технологии для своего сервиса по поиску водителей. Причина абсолютно такая же, как и у Uber. Нежелание инвесторов вкладывать деньги в практически нереализуемые проекты.

2019 год принес проблемы так же популярной компании по проведению коворкингов WeWork. Стартап рушится на глазах, новые технологии и решения не принесли должной прибыли. Причина опять же аналогична предыдущим компаниям, которые мы рассмотрели.

Но, показательным примером в данном случае послужит известнейший стартап сервис по производству и доставке пиццы Zume Pizza. Некогда успешная сеть, в начале 2020 года сократила более пятисот сотрудников. Причиной неудач компании служит идея создать автоматического робота по производству и выпечке пиццы. В начале в технологию поверили инвесторы и вложили в проект более 400 миллионов долларов. Лидинвестором проекта являлся японский фонд SoftBank, который известен тем, что поддерживает необычные решения на рынке технологий. В 2017 году, стартап оценивали в 2 миллиарда долларов. Ныне, компания на гране краха и полного разрушения. Огромные инвестиции не помогли создать технологичного робота, так как итоговые затраты на масштабное производство, во много раз превысили вложенные инвесторами финансовые средства. Компании приходится сокращать денежные затраты, а качество предоставляемых услуг резко ухудшилось. Клиенты недовольны стартапом. И всему виной одна сложная технология, которая изначально являлась крайне рискованной.

Прослеживается общая четкая тенденция, которая выявляет проблематику вопроса — дорогие и несбыточные технологии, которые слишком рано вводить на рынок. Свое мнение по данному вопросу выразили представители SoftBank. Фонд весь предыдущий год поддерживал многие стартапы, которые чрезмерно рисковали в своих идеях. Фонд является крупнейшим инвестором Кремниевой долины, общая сумма вложенных средств за все время, превысила отметку в 150 миллиардов долларов. Инвестор попросту устал поддерживать проекты, которые не могут определить четкий план в своих разработках. Кстати говоря, фонд так же является инвестором сервиса WeWork, которые мы уже упомянули. Инвестиции в проект превысили сумму в 10 миллиардов долларов. А ныне, из-за нереализуемых идей, компания на гране краха. Рыночная стоимость стартапа оказалась в 6 раз меньше, нежели рассчитывал фонд-инвестор.

Мнение специалистов

Насчет данной проблематики свое мнение выразили многие специалисты. Процитируем известного отечественного венчурного инвестора Александра Галицкого, основателя венчурного фонда Almaz Capital Partners, который заявил, что в наше время существует некая идеология по созданию стартап-проектов с передовыми технологиями, которые в итоге крайне тяжело реализовать.

«Фонды верят в идеологию стартапов, вкладывают денежные средства в заранее провальные идеи. Провальными они являются не, потому что технологии неактуальны, попросту множество решений сложно реализовать чисто технически. Эти провалы влекут серьезный удар по репутации компаний-гигантов».

В это же время, если рассматривать SoftBank, то потери в размерах 100-200 миллионов долларов от неудачного проекта для них практически ничто, особенно на общем фоне удач с иными проектами.

«Да, в настоящий момент существует четкая тенденция на инвестициях в проекты, которые будут приносить деньги прямо сейчас. Инвесторы все чаще снижают всевозможные риски. Их можно понять и принять их позицию. Разумеется, подобный подход ударит по общему развитию рынка технологий, но зато позволит приносить выгоду и прибыль. Так же многие фонды и инвесторы куда осторожнее обращают свой взор на новые отрасли и технологические разработки. Подобные провалы стартапов-гигантов лишь усилят опасения по поводу инвестиций в рискованные технологии»- заявил Александр.

Стоит так же отметить, что далеко не все технологические новшества приносят подобные убытки. На сегодняшний день, многие решения на рынке принимаются куда лучше и они уже начинают приносить прибыль. Особенно это касается развития рынка искусственного интеллекта или, например, медицинских технологий.

Вывод

Несмотря на неудачи крупных стартап-проектов, которые являются показательными для более мелких компаний и могут оттолкнуть их от всяческих рисков, не стоит отчаиваться.  Рисковать и производить что-то новое для рынка все же имеет смысл. Идеи и разработки должны быть осязаемы и иметь четкую структуру при разработке. Грамотное распределение инвестированных средств поможет понять, уложиться ли ваша технология в изначальный бизнес-план или же стоит повременить с ее внедрением на рынок. Как видите даже крупнейшие игроки на рынке ошибаются и теряют огромные суммы средств. Никто не застрахован от ошибочных решений. Риск должен быть оправдан, только так рынок технологий будет расти и развиваться. Многие аналитики и инвесторы согласны с тем, что стоит вкладывать средства не в идею, а в продукт, который уже практически готов. Во что именно выльется подобная проблема в будущем пока что неизвестно. Но подобные провалы, несомненно, являются тревожным звонком для многих стартапов и их потенциально несбыточных идей. Желаем удачи компаниям в будущих разработках!

Александр Кузьменко.

Один комментарий

  1. А можно и обьяснить проще неудачи — перемудрили.
    Через чур круто завернули , забыли в погоне за бабками , что чем проще тем лучше продается.
    А вообще , не стоит гнаться за некими научными выкрутасами с целью первыми выпустить какой то товар…Людей способных на создание чего то нового — единицы , а возможности техники не успевают за полетом мысли.
    По этому можно и по иному подойти к получению прибыли — отследить растущие населением города , и там заняться строительством.
    Квартиры нужны всем , на улице ночевать не будешь.Да и полиция не разрешит…
    Но вот те же квартиры в городе с УБЫВАЮЩИМ своим населением , а такие в России считай ВСЕ, кроме нескольких миллионников, будут стоять колом и продаваться не будут.
    Ну и естественно квартиры в центре города стоят дороже и продаются быстрее чем на его окраинах.
    Так что , просто учитывая законы жизни , можно выбрать нишу для своей прибыльной работы…

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *